О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Украшение норигэ с подвеской, имитирующей кинжал чандо




Фотография экспоната:


Место создания: Корея

Время создания: кон. XIX – нач. XX вв.

Материал/Техника: серебро, шелковый шнур, эмаль, стекло, чеканка, штамповка, крученая проволока, пайка

Утвердившееся в Корее в эпоху Чосон в качестве господствующей идеологии неоконфуцианство способствовало распространению как в жизненно-практической, так и в художественной сферах идеалов строгости и почти аскетической простоты. Такие установки, естественно, не поощряли ношение женщинами многочисленных украшений. Основными их видами в этот период стали шпильки, которыми декорировали прически, кольца для рук и прикреплявшееся к завязкам, поясу наплечной одежды либо к поясу юбки украшение норигэ. Последнее состояло из одной или нескольких подвесок, выполненных из серебра, нефрита, янтаря, коралла, агата, жемчуга, малахита, расшитого шелка и присоединенных к красочным шелковым шнурам с разнообразными причудливыми узлами. Завершается украшение нарядными шелковыми кистями. Зрительно подразделяясь на две части – короткую верхнюю, включающую шнуры с подвесками и узлами, и длинную нижнюю, образованную кистями, – норигэ подчеркивает красоту пропорций и линий национального женского костюма, также состоящего из короткой верхней части (кофта чогори) и удлиненной нижней (юбка чхима). В качестве подвески к норигэ женщины широко использовали маленькие кинжальчики чандо. Особой популярностью пользовались чандо с серебряными ножнами и рукоятью, в закрытом виде повторяющие изящную форму иероглифа ыль 乙. Несмотря на малые размеры, обычно не превышавшие 12–14 см, кинжалы были не только декоративными, но и могли послужить для самообороны и защиты женской чести. В исторических источниках сохранилось немало описаний случаев, когда кореянки, например, во время так называемой Имджинской войны с Японией в конце XVI в., применяли это оружие. Чандо служили оберегами, воспринимались как символ чистоты и верности – основных женских добродетелей, культивировавшихся в чосонском обществе. Родители нередко дарили такое украшение дочери накануне свадьбы. Важность символической функции чандо обусловила появление норигэ с подвеской, имитирующей форму кинжала в ножнах, но отличающейся отсутствием лезвия.

 

Текст: Ирина Елисеева



Увидеть украшения норигэ Вы можете на выставке «Восток. Другая красота» до 20 января 2018 г.